В конце ХХ века в России было 22 миллиона школьников, сейчас почти вдвое меньше. Если так пойдет и дальше, школьные здания опустеют, педагогические вузы будут закрыты за ненадобностью.
Никакая наука еще не установила точной связи между качеством среднего образования и проблемами народонаселения. Что характерно, два самых главных русских гения Александр Пушкин и Лев Толстой в своем образовании ограничились школьным уровнем, вузов не кончали, что не помешало одному попасть в разряд “энциклопедии русской жизни” (по Белинскому), второму – стать “зеркалом русской революции (по Ленину). Кстати, и в семейной жизни каждый из гигантов мог бы нынче претендовать на звание многодетного отца.
Скажете, тогда школы были другие? В новейшие времена мудрейший академик, один из создателей водородной бомбы, Трижды Герой Соцтруда Яков Зельдович ограничился школьным образованием. Не помешало отсутствие высшего образования знаменитому на весь мир конструктору Михаилу Калашникову.
Столпы современной российской политики Валентин Юмашев, Роман Абрамович и Владислав Сурков обзавелись вузовскими дипломами, находясь уже поблизости от Олимпа и по той, видимо, причине, что иначе неприлично.
Впрочем, если бы эти замечательные люди устроили свою жизнь так, что в ней нашлось бы место высшему образованию, не исключено, что они успели бы сделать гораздо больше. Калашников, например, вслед за автоматом изобрел мощный гиперболоид, а Абрамович вместо “Челси” положил бы в карман “Реал”.
Это к тому, что если человеку посчастливилось попасть в хорошую школу, то одного школьного образования может хватить, чтобы высоко подняться по жизни. Но с какого возраста надо заботиться о качестве школьного обучения? С какого класса думать о выборе школы?
О воспитании говорят, что начинать надо, когда ребенок находится в утробе матери. Остроумный, но абстрактный совет. Когда речь заходит об образовании и школе для любимого чада, все больше родителей понимают, что начинать надо сразу с первого класса, когда никаким ЕГЭ еще не пахнет.
Неудовлетворенность уровнем образования в государственных школах, а также появление зажиточного класса привели к совершенно новому явлению для нашей страны, которая привыкла к повсеместному государственному патронажу и социальной опеке. В России наблюдается неуклонный рост числа частных школ, их доля достигла 1% от общего числа.
Впрочем, Россия далеко не дотягивает до Великобритании с 20% и даже Германии с 12%. В США, нашем вечном оппоненте, в частных школах учится 18% школьников. Больше всего доля частных школ в Испании, Ирландии, Голландии — 30%.
Таким образом, России, которая, спотыкаясь, идет по европейскому пути, еще расти и расти в этом направлении.
Всего в России около 550 частных школ. Две трети находятся в Москве, еще четверть – в Санкт-Петербурге. И это лишь подтверждает огромную дистанцию между двумя столицами и всей Россией.
Частная школа у нас остается столичным развлечением, провинция до нее не доросла. Средняя стоимость обучения в частной школе в Москве составляет 50 тысяч рублей в месяц, в Санкт-Петербурге – 30 тысяч, в Томске и Новосибирске – 17 тысяч. В Англии с ее традициями элитных частных школ средняя стоимость обучения выше, чем в Москве, — 1200 фунтов стерлингов (примерно 61 тысяча рублей). Впрочем, у нас есть школы, пребывание в которых обходится в 5 тысяч евро в месяц, но это премиум-класс.
Доля старшеклассников в частных школах в Англии в три раза выше, чем в младших. То есть чем сложнее процесс обучения, тем больше доверия частной школе. При этом в Англии треть учеников получает от государства субсидии на покрытие расходов. У нас в такое верится меньше, чем в приключения Гарри Поттера.
Так или иначе, 1 сентября перед многими родителями встает дилемма – в какую школу вести дитя, в частную или в государственную? Пересудов много, но имеются ли объективные исследования, где сравнивается качество образования в частных и государственных школах России?
По данным Программы международной оценки учащихся (Program for International Student Assessment – PISA), которая проводит исследование раз в три года, государственные школы России по-прежнему дают образование на весьма достойном, по мировым меркам, уровне. Но недавно впервые обработаны данные по частным российским школам. Обнаружилось, что выбравшие частное образование 15-летние школьники, то есть практически выпускники, подготовлены плохо, в европейском рейтинге находятся на пятом месте с хвоста.
Хуже подготовка в частных школах только в Норвегии, Латвии, Люксембурге и Голландии. При этом российские частные школы являются одними из самых дорогих в мире – почти на уровне Англии и на 20% дороже, чем в США.
Дополнительное исследование дисциплины в российских частных школах показало, что оно не лезет ни в какие ворота и гораздо ниже среднего. Дети, защищенные деньгами родителей, просто на голове ходят, что сказывается на их дальнейшей жизни. По результатам ЕГЭ в 2013 году пансион опередил не только частные, но и государственные школы и, пожалуй, единственная школа, где серьезно занимаются воспитанием детей.
Можно ли назвать этот результат обескураживающим? По слишком многим примерам мы знаем, что деньги в России отнюдь не гарантируют качество услуг. В том числе, образовательных. К тому же в нашей стране существует прочная традиция элитных государственных школ с повышенным уровнем требований, с которыми частным школам конкурировать невозможно. В частном секторе находится лишь 5% денег, которые вращаются в сфере среднего образования.
Современная средняя школа требует дорогостоящего компьютерного обеспечения, хорошей лабораторной базы в кабинетах естествознания. Частные школы, какие бы энтузиасты в них ни собирались, не могут обеспечить высокий уровень оборудования. Частные школы в основном специализируются на гуманитарном профиле. Хотя, и это надо честно признать, для многих родителей главным требованием к школе является комфорт и безопасность, то есть собственное спокойствие.
Пушкин учился в государственной школе, а Лев Толстой получил частное образование. Во взрослой жизни Пушкин критиковал частные школы, зато Толстой их отстаивал, что доказывает субъективность взглядов даже великих людей, выдающих собственный опыт за истину.
Все люди разные — школы разные нужны. Частная школа должна быть хорошей, но и государственная – тоже. Настоящие проблемы образования лежат в другой плоскости. Начало XXI столетия – первое с момента учреждения в России в 1802 году министерств, когда в стране нет министерства просвещения. Это ведомство возникло одновременно с военным и финансовым и раньше всемогущего ныне министерства внутренних дел. Когда никто толком не отвечает за просвещение, то любая школа оказывается в потемках.