При выборе развивающей игрушки для малыша прежде всего следует исходить из потенциальных и существующих возможностей ребенка, потому что не все игрушки одинаково полезны для каждого.
Следует обратить особое внимание при выборе не только развивающих, но и всех остальных игрушек, на материал, из которого сделана игрушка. Если это пластик, он не должен издавать запах, нежелательно наличие швов или углов, о которые может пораниться ребенок. Попробуй на глаз оценить прочность конструкции и возможность отламливания мелких деталей. Конечно, игрушки на рынках чаще имеют подобные недостатки, чем игрушки в магазинах.
Так как же правильно подобрать развивающие игрушки для ребенка и как играть с ним в развивающие игры?
Во-первых, детские развивающие игрушки должны иметь хотя бы одну прямую цель: научить ребенка различать цвета, подготовить руку к письму, выучить названия некоторых (конкретных) животных, тренировать счет, развить понимание причинно-следственной связи (разнообразные лабиринты, системы ведерок, где шарик перескакивает из одного в другое и т.д.). При этом важно помнить, что цель материала не всегда бросается в глаза. К примеру, шнуровки (например, ребенок “пришнуровует” белочке в лапки грибочки и орешки) развивают мелкую моторику, ведь шнурочком нужно попасть маленькую дырочку, а, значит, готовят руку к письму. Такого рода игрушки можно приобрести на сайте магазина Boobasik.
Во-вторых, каждый последующий материал, который покупается для развития определенного навыка, должен быть немножко сложнее предыдущего. То есть, если полюбились пазлы, то следующая коробочка будет не на 15 деталей, а на 25. Либо пазлы будут немного мельче. Здесь важно не перестараться, чтобы ребенок не разочаровался в собственных силах. Конечно, можно помогать ему, но желательно это делать только когда он попросит или становится очевидным, что помощь очень необходима. Важно приучить ребенка просить помощи, когда она ему нужна – от этого будет легче и самому ребенку, и окружающим.
В-третьих, игрушка должна быть не только безопасной, но и экологически чистой. Хороший материал – это дерево, но и здесь нужно быть внимательным с покрытием. Покрытие не должно пахнуть, ребенку должно быть очень трудно его отгрызть, если он попытается. Покупая мягкую игрушку, следует быть уверенным, что ребенок не наестся шерсти и опять же, что она экологически чистая.
В-четвертых, развивающий материал должен иметь хотя бы один способ контроля ошибок. Для самых маленьких это механический способ контроля. То есть, в сортере, к примеру, фигурка льва помещается только в одну дырочку, а слона – только в другую. В пазлах, если фрагмент поставить не на свое место, в другом его будет не хватать, и картинка не выйдет. Так ребенок может проверить себя сам, без помощи взрослых. Для деток постарше контроль ошибок уже не механический – но он должен присутствовать.
И последнее – размер и вес игрушки должен быть доступен ребенку. Он – полноценный хозяин своей вещи и может распоряжаться ею по своему усмотрению, не отвлекая маму и папу просьбами отнести, переставить и т.д. Для ребенка до трех лет особенно важно сенсорное развитие, потому отличная вещь для развития нервных окончаний и координации движений – бассейн с шариками. А летом пригодится бассейн с водой и как можно более полный набор формочек, ведерец, лопаточек, ситечек для игр в песке – эти игры хорошо готовят ручки к письму.