Немецкий рынок зоотоваров остро реагирует на демографические изменения в стране и массовое увлечение детей и подростков всякой электроникой. В выигрыше, в частности, кошки.
“Кошки – идеальные домашние животные для XXI века”, – уверяет Детлеф Нольте, ссылаясь на демографические перемены в Германии, характерные, впрочем, для достаточно большого количества европейских стран. А вот крупные собаки, птицы, рыбы и грызуны, похоже, куда меньше соответствуют духу и потребностям времени. По крайней мере судя по тенденциям на немецком рынке зоотоваров.
Этот рынок продолжает стремительно расти и в 2016 году достиг оборота в почти 3,87 миллиарда евро. Менее трети этой суммы приходится на всевозможные аксессуары. Большую часть выручки – 2,94 миллиарда – обеспечивают корма. При этом львиную долю денег потратили владельцы кошек: 1,5 миллиарда евро.
“Кошачий бум” и его причины
С начала века ежегодные расходы немцев на кормление кошек выросли более чем на 60 процентов. То есть Германия, очевидно, переживает сейчас “кошачий бум”. Психолог Йенс Леннекер, совладелец рекламного агентства Rheingold Institut в Кельне, объясняет такой бум глубинными социально-психологическими причинами: “В нашем индивидуализированном мире люди не хотят слишком крепких связей, но в то же время испытывают потребность в привязанности и нежности”.
В свою очередь Детлеф Нольте, пресс-секретарь Немецкого объединения производителей товаров для домашних животных, в беседе отметил демографическую тенденцию: “В нашем обществе быстро растет количество тех, кто живет в одиночестве, по собственному желанию или вынужденно. В то же время неуклонно растет доля городского населения”.
Совершенно очевидно, что содержать в городских условиях кошку менее обременительно, чем собаку. Небольшой расход денежных средств на корм и консервы для кошектакже сыграл значительную роль. А вот количество собак в немецких домашних хозяйствах тоже продолжает расти – с 5 млн. в 2000 году до примерно 5,4 млн. в настоящее время. Однако популяция кошек за этот же период увеличилась значительно заметнее: с 6,8 до 8,2 млн.
Птичьи клетки не вписываются в современный дизайн
В Центральном объединении зоологических предприятий Германии есть собственная методика расчета популяции домашних животных, и их данные свидетельствуют о том, что в Германии сейчас насчитывается 12,3 млн. кошек и 7,4 млн. собак. Чтобы положить конец такому разнобою, Норберт Гольтгенрих договорился с руководством Немецкого объединения производителей товаров для домашних животных в дальнейшем проводить совместные исследования и публиковать единую статистику. Но если абсолютные цифры пока различаются, то в оценке основных тенденций на рынке в двух предпринимательских союзах серьезных разногласий нет.
Так, по данным Немецкого объединения производителей товаров для домашних животных, количество декоративных птиц, таких как канарейки или волнистые попугайчики, сократилось в Германии с почти 5 млн. в 2000 году до примерно 3,3 млн. сегодня. Детлеф Нольте и здесь указывает на демографическую причину: падение рождаемости. “Раньше птиц покупали в основном ради детей, но их доля в обществе, которое стареет, сокращается, к тому же детям сегодня гораздо интереснее всякая электроника”.
С такой оценкой полностью согласен Норберт Гольтгенрих. Однако то, что популярность пернатых продолжает падать, он объясняет видом традиционных птичьих клеток, которые не очень подходят к дизайну современных квартир. Если же говорить о таких типичных “детских” домашних животных, как кролики, морские свинки и хомячки, то рынок кормов и аксессуаров для них пока остается более или менее стабильным, отметил президент Центрального объединения зоологических предприятий Германии, опираясь на богатый опыт собственного зоомагазина.
Производители аквариумов прониклись энергосбережением
В то же время такой сегмент рынка домашних животных, как декоративные рыбы, сокращается. Примерно полтора десятилетия назад, рассказал Детлеф Нольте, в моду вошла рыба для прудов, которых проибретали владельцы пригородных или загородных домов. Но теперь все больше жителей Германии перебираются в квартиры городов, поскольку жизнь в сельской местности теряет былую привлекательность.
Однако спрос падает и на аквариумных рыб, указал Норберт. По его словам, “виноваты в этом не столько рыбы, сколько сами потребители, которые почему-то считают, что содержание аквариума требует слишком больших энергозатрат”. Люди просто еще не заметили изменений, которые произошли в этой области, заверил собеседник. Ведь светодиоды и усовершенствованные аквариумные поршни, которые сейчас применяются, существенно снизили энергопотребление.
Детлеф Нольте не склонен преувеличивать колебания интереса к миру аквариумов. Те, кто имеют декоративных рыбок, пояснил он, относятся к ним не столько как к домашним животным в обычном понимании, сколько как к хобби, а всякое увлечение обычно связано с углубленным изучением предмета. В таких случаях спрос на сопутствующие товары, как правило, достаточно стабилен.
Однако средний возраст тех, кто в сегодняшней Германии увлекается аквариумами, неуклонно растет. “Раньше такое хобби отцы передавали своим детям, сегодня это уже не так”, – подчеркнул он. Поэтому в долгосрочной перспективе данный сегмент рынка ждут не лучшие времена, “если, конечно, нам не удастся привлечь к этому хобби новые поколения детей и молодежи”, сказал Детлеф Нольте.