Особенности развития речи у детей от года до двух лет

В период от одного до двух лет у детей начинается активное развитие устной речи, так как именно в это время, после того, как они научились ходить и двигаться самостоятельно, у них возникает потребность высказаться, выразить себя как самостоятельную личность. При этом их попытки заговорить уже давно не напоминают простой детский лепет.

Разумеется, это совсем не означает, что ребенок тут же заведет с Вами длительный диалог, ведь мышление малыша существенно отличается от Вашего собственного. Вполне возможно, что Вам этот бессмысленный набор слов покажется непонятным, однако для ребенка он имеет огромное значение, поэтому внимательно выслушивайте его и высказывайте заинтересованность в каждом его слове.

Как правило, речь младенца в этом возрасте напоминает набор слогов типа «бо-бо», «фу-фу», «ка-ка» и прочее другое. На самом деле это является искажением наших собственных слов, которые он старается воспроизвести на свой манер, и результаты Вы сами можете слышать. В этот период малышу еще недоступны такие понятия как игрушки, вещи, посуда, ведь они являются обобщениями, а он этого просто не понимает.

Еще Чарльз Дарвин впервые попытался описать, что именно и каким образом пытается сказать своим родителям годовалый малыш. И эта попытка была вполне успешной, ведь он удачно подметил весь процесс формирования личного языка ребенка, описал его, опираясь на наблюдения за своим внуком. Дарвин отмечал, что когда ребенку показывали, к примеру, утку и называли это слово, он мог повторить только «уа». И в дальнейшем каждый раз при виде утки он тыкал в нее пальцем и продолжал упорно твердить «уа». Но на этом малыш не остановился. Под названием «уа» у него теперь проходили различные жидкости, будь то пролитое молоко, сок в стакане, вода в бутылке.

Когда ребенок играл с монетами, на которых были изображены птицы, он давал им то же название. В дальнейшем и остальные вещи, напоминавшие внешне блестящие монеты, стали носить у него название «уа». Так он пытался провести ассоциацию с водой и уткой, которые однажды увидел и запомнил.

Только родители ребенка или люди, присутствовавшие рядом с ним все это время и имеющие возможность наблюдать за его развитием, могут понять ассоциативный ряд малыша. Так и родители должны обращать внимание на все, что пытается сказать ребенок и связывать это с уже известными ему предметами.