Права на квадроцикл: какая категория?

Вопрос несколько заезженный, но тем не менее путаница с ответом на него до сих пор имеет место. Права на квадроцикл: какая категория? Конечно, АI!

Подвох № 1 кроется в том, что АI существует в двух вариантах: для мотосредств («Легкие мотоциклы с рабочим объемом двигателя… не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью не выше 11 кВт, или 15 л. с.») и для внедорожных мототранспортных средств, не предназначенных «для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее». К последней и относятся квадроциклы, для управления которыми требуются не автомобильные (мотоциклетные) водительские права, а удостоверение тракториста-машиниста. И выдается оно не органами ГИБДД, а в Гостехнадзоре, структуре, отвечающей за состояние тракторного парка страны.

Права на квадроцикл kupit-prava-1.com/prava-spectehnika/kvadrocikl и действующие правила

Подвох № 2. Многих справедливо смущает ограничение скорости для вездеходных средств «тракторной» категории АI: не более 50 км/ч. Ведь квадроциклы даже самого медлительного, утилитарного класса способны разгоняться под сотню, а спортивные модели – аж под 150 км/ч. Тем не менее все они номинально не должны ездить быстрее трактора «Беларусь». Все дело в устаревшем ГОСТ Р 52008-2003 («Средства мототранспортные внедорожные четырехколесные»). Формально есть причина придраться «гаишнику», если его радар зафиксирует скорость «квадрика» где-нибудь под 70 км/ч. Инспектор остановит и ехидно спросит: «Так какая категория в правах на квадроцикл, АI? Тогда подпишите протокол о превышении…». Несправедливо, но внешне все по закону.

Права на квадроцикл. Последний подвох

Подвох № 3. Многие ошибочно полагают, что квадроцикл с автомобильной компоновкой сидений и органов управления (такие все более популярны) называется квадрициклом – с буквой «и» во втором слоге. А посему на них требуются «автомобильные» права с оформлением не Гостехнадзоре, а в ГИБДД. Это верно лишь отчасти. Согласно ГОСТ Р 51815-2001, квадрИциклы – это «четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт… предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования». На них, действительно, водительские права оформляются в ГИБДД по «мотоциклетной» категории АI.

Права на квадроцикл: какая категория?

Права на квадроцикл вне зависимости от типа

Для квадроциклов же мощность двигателя в 20 с небольшим л. с. просто унизительна, если не брать во внимание модели для детей. Ну а что касается модификаций с признаками автомобиля (круглый руль, педали, сиденья, расположенные параллельно, на некоторых экземплярах даже предусмотрены тентовые кабины), то в русском языке отдельного названия для таких пока не придумано. Даже в англоязычной версии они именуются по-разному: side by side («бок о бок») или side-x-side. Есть более транснациональный термин – UTV, Utility Task Vehicle, что-то вроде «полезная машина» с английского. Но это обозначение опять же создает некоторую путаницу, так как в русском обиходе «утилитарным» принято называть один из классов традиционных квадроциклов с мотоциклетным рулем и расположением сидений. И все же, какая категория в правах на квадроцикл side by side (side-x-side, UTV)? Без сомнения – AI, присвоенная Гостехнадзором. К ГИБДД удостоверение не имеет отношения.