Права на катер проще купить, чем получить

Аварии на Москве-реке происходят регулярно. Только этим летом с разницей в две недели случилось два ЧП. Сначала попал под баржу катер, унеся девять жизней. Потом два скоростных судна столкнулись в Мякининской пойме – еще один человек погиб. Да и каждый, кто отдыхал на воде, видя лихачество водителей катеров или скутеров, наверняка задумывался: а кто вообще разрешал этим ухарям садиться за штурвал? Может, у них и прав никаких нет? Или есть, но купленные?

Центров обучения водителей моторных лодок, катеров и яхт в Москве – пруд пруди. И все похожи один на другой: офис в 2 – 3 комнатушки на окраине города, старенькие компьютеры… Все эти центры должны иметь лицензию на право преподавания курсов ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам). Итоговый экзамен, правда, эти центры принимать не имеют права. Для сдачи экзамена (он состоит из теоретической и практической частей) все равно придется идти в инспекцию.

Согласно придуманной мною легенде мой папа передает мне в дар катер мощностью в 150 лошадиных сил. По столичным меркам – вполне скромный агрегат. По закону для получения прав на управление таким судном мне придется открывать категорию «ВВП+МП». Это значит, что рассекать я смогу не только внутренние воды, но и дальние моря.

Беглое изучение рынка вселяет в меня оптимизм: кажется, ходить на лекции и зубрить учебники не придется. Самой распространенной формой курсов на право вождения катером являются заочные, или дистанционные. Схема проста: вы переводите энную сумму на счет конторы (порядка 10 тысяч рублей), получаете логин и пароль для доступа к учебным материалам на сайте и – до свидания! Никаких контрольных, тестов и практики. Затем отправляетесь в московскую ГИМС – сдавать госэкзамен. Отсутствие практических занятий никого не волнует.

– А в ГИМС разве не проверяют, какие курсы я прошла? – допытываюсь у консультанта одного из образовательных центров.

– Нет.

– Но внутренний экзамен-то у вас хотя бы есть?

– Нет…

Правда, есть в столице несколько центров, где практическая часть курса является обязательной. Но и занятия в них стоят порядка 22 – 25 тысяч рублей.

Между тем в официальных документах, опубликованных на сайте ГИМС, черным по белому написано, что к экзамену допускаются лишь те, кто окончил теоретические и практические курсы…

– Без прохождения практической части курса мы к экзаменам действительно не допускаем, – подтвердил «КП» Николай Крючек, заместитель начальника управления ГИМС, заместитель главного государственного инспектора по маломерным судам. – Деятельность организаций, предоставляющих только теоретические курсы, не вполне законна. Но по факту они все равно выдают обучающимся справки, что те прошли и практические занятия тоже.

– А подкупить ваших подопечных пытаются?

– В последнее время у нас с этим строго: теоретическую часть сдают на компьютерах, чтобы исключить возможность дачи взятки…

УДОСТОВЕРЕНИЕ ЗА 12 ТЫСЯЧ

Если совсем лень идти на курсы и сдавать экзамен, можно просто купить права гимс. Даже в ГИМС идти необязательно. Беглый поиск в Интернете выдает сразу несколько объявлений о продаже прав на управление катером. Во всех указаны мобильные номера, имена и даже конкретные адреса в Москве. Видно, что от правосудия эти ребята точно не скрываются.